Оказание юридических услуг
в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
(телефон приёмной)
Статьи

Решение по ликвидационному балансу

Банкротство, а затем ликвидация юридического лица наступает в соответствии с нормами гражданского права. Все необходимые для этой процедуры операции четко прописаны в российском законодательстве и имеют четкую структуру, которую ни в коем случае нельзя нарушать. В завершении всего процесса осуществляется установление баланса ликвидации.

При установлении фактического состояния финансов компании, готовящейся к закрытию, рассматриваются два вида ликвидационных балансов – промежуточный и окончательный. Стоит заметить, что не имеет значения, по какой причине производится ликвидация – все документы по этому поводу предоставляются в обязательном порядке. Без этого сотрудники Федеральной Налоговой Службы не произведут регистрацию завершения деятельности компании в ЕГРЮЛ.

Порядок банкротства юридического лица закреплен в многих законах, которые регламентируют его проведение. В том числе юристы опираются на Гражданский кодекс и его 61 статью, которая гласит, что ликвидация — это закрытие юридического лица без передачи прав на владение каким-либо иным лицам. Иными словами, после ликвидации предприятие перестает существовать – это последний этап в его функционировании.

Почему происходит закрытие многих компаний

Существует всего три главных причины (в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), которые могут повлечь за собой ликвидацию какого-либо юридического лица:

  1. Если основатели юридического лица сами приняли решение о его закрытии: например, по истечению срока функционирования или при достижении целей, ради которых основывалась компания.
  2. В соответствии с решением суда. Основания могут быть самыми разными: от нарушения законодательства до несоответствия Уставу компании.
  3. Отсутствие достаточного количества материальных средств для ведения дальнейшей деятельности.

Если речь идет о последнем случае, то ликвидация и банкротство юридического лица регламентируются 65 статьей Гражданского Кодекса, так как особое внимание будет уделяться бухгалтерии, напрямую связанной с кредиторами организации на стадии банкротства. В такой ситуации всеми заботами по ведению дела придется заниматься арбитражному управляющему.

Этапы проведения банкротства

Порядок банкротства юридического лица представлен несколькими шагами, прописанными в упомянутой выше 61 статье. Рассмотрим отдельно каждый из них.

  1. Собственник компании либо его управляющий орган принимают решение о ликвидации предприятия.
  2. В местное отделение Федеральной Налоговой службы по форме Р15001 поступает уведомление о ликвидации для внесения поправок в ЕГРЮЛ.
  3. Производится созыв комиссии по ликвидации.
  4. Средства массовой информации сообщают о закрытии того или иного предприятия.
  5. Вся деятельность юридического лица подлежит инвентаризации.
  6. При ликвидации общества с ограниченной ответственностью производится составление промежуточного баланса.
  7. Осуществляется взыскание всех задолженностей организации.
  8. Производится оповещение кредиторов о ликвидации.
  9. Составляется промежуточный ликвидационный баланс (см. пример ниже).
  10. Полный расчет со всеми кредиторами.
  11. Распределение имущества предприятия между всеми участниками (при полном расчете с кредиторами).
  12. Установление окончательного ликвидационного баланса по форме 0710099.
  13. Исключение ликвидированного юридического лица из ЕГРЮЛ.

На основе всех этих шагов можно сказать, что во время всего процесса будет составлено несколько ликвидационных балансов, включая один окончательный. Стоит также отметить, что до проведения инвентаризации никакие балансы не могут быть установлены (в соответствии о приказе Министерства Финансов о бухгалтерском учете).

Все отчеты, составленные в ходе процесса ликвидации, должны быть различными.

Состав промежуточного баланса

Представители ликвидируемой компании могут составить произвольный отчет, который, однако, должен включать несколько обязательных пунктов. О том, как правильно составлять промежуточные итоги, сказано в 63 статье ГК РФ. В соответствии с ней, представители организации в обязательном порядке должны указать данные о:

  • Имуществе и активах компании (после инвентаризации).
  • Требованиях кредиторов и итоги их рассмотрения.
  • Требованиях, появившихся после оглашения приговора суда.

Но лучше все-таки предоставить работникам налоговой службы промежуточные данные, так как это значительно упростит и ускорит процесс проверки точности и верности сведений, что поспособствует быстрому решению вопроса о ликвидации юридического лица.

В завершении заметим

Федеральный закон №402 гласит, что составлять конечные отчеты бухгалтерии нужно в соответствии с установленными государственными стандартами. Но стоит сказать, что никаких данных об этих стандартах пока нет. Они зависят от уполномоченных организации и органах контроля на местах – они занимаются корректировкой информации в ЕГРЮЛ.


Консультация юриста