Оказание юридических услуг
в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
(телефон приёмной)
Статьи

Штрафы и ответственность за взятки

В предыдущей статье было раскрыто понятие взятки, а также кому ее дают и также было определено понятие коррупционного вымогательства. В продолжении темы о взяточничестве будут рассмотрены такие понятия как сумма взятки, что является мелкой взяткой, а также какие бывают штрафы и какая ответственность лежит на посредниках.

Размер взятки как квалифицирующий признак коррупционного деяния

Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.

Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:

  • взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
  • взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
  • взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.

Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.

В соответствии с действующим УК России в случаях, когда взятка передается не за один раз и взяткополучатель получил только часть, которая не попадает в категорию крупной, ее тяжесть определяется по всей заранее оговоренной сумме взятки и ответственность наступает в соответствующем размере.

Взятка, квалифицируемая как мелкая

Статья за взятку в размере до 10 тыс. руб. квалифицируемая, как мелкое взяточничество, была дополнена в УК России в 2016 году, в июле. Эта статья УК России за номером 291.2 квалифицирует такое преступное деяние, как взятка в малых размерах и назначает ответственность за действия, аналогичные в ст.291.1, ст.291 и ст.290, но размер взятки не может превышать в денежном выражении 10 тыс. руб.

За взятку в размерах, квалифицируемых как мелкая за любую из ее форм (передача и получение лично, передача и получение через посредника) лицам, совершившим преступное деяние, может быть назначена ответственность:

  • лишение свободы на срок не более чем на один год; ограничение свободы на срок не более чем на два года; исправительный труд на срок не более чем на один год; выплата штрафа в сумме не более 200 тыс. руб.;
  • за повторную и более дачи или получения взятки: лишение свободы на срок не более чем на три года; ограничение свободы на срок не более чем на четыре года; исправительный труд на срок не более чем на три года; выплата штрафа в сумме не более чем в 1 млн. руб.

Следует делать различия между крупной взяткой, передаваемой частями, когда наказание назначается исходя из общей ее суммы и дачи мелкой взятки два и более раз.

Штраф или ограничение свободы грозит за взяточничество

Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.

Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.

Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:

  • В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
  • В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
  • В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
  • В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
  • В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
  • В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.

Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.

Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.

Дача взятки также является преступным деянием

Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.

В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.

В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.

Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.

Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.

Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:

  • за мелкое взяточничество при получении материальных ценностей стоимостью не более 25 тыс. руб. наказывается исправительным трудом на срок не более чем 2 года; выплата штрафа от 5 до 30 кратного размера взятки или фиксированного штрафа в размере не более 50 тыс. руб.;
  • за взяточничество, квалифицируемое как значительное при размере взятки от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб. – принудительная изоляция не более чем 5 лет; исправительным трудом не более чем на 2 года, выплата штрафных санкций от 10-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы до 1 млн. руб.;
  • за совершение противоправных деяний при получении материальных ценностей взяточником – принудительная изоляция не более чем на 8 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размеру стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы до 1,5 млн. руб.;
  • за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей, получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой, как крупная (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах 7–12 лет; выплата фиксированных штрафных санкций в пределах не более 3 млн. руб.; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера полученных взяточником материальных ценностей;
  • за получение взяточником материальных ценностей, квалифицируемой как в особо крупном размере (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция от 8 до 15 лет; выплата штрафных санкций от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированный штраф в размере от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.
  • Посредничество в получении имущественных ценностей взяточником

    За посредничество во взяточничестве также предусматривается уголовная ответственность. Посредниками называют граждан, передающих имущественные ценности за оказание заранее оговоренной услуги. То есть они являются звеном, находящимся между лицом, дающим взятку и лицом ее получающим. Как показывает судебная практика, не менее 40% передаваемых взяток проходят по такой схеме.

    Схема «лицо передающее взятку – лицо, являющееся посредником – чиновник, получающий взятку» имеет следующие признаки:

    • Знакомство, часто достаточно близкое, посредника как с тем, кто дает взятку, так и с тем, кто ее получает.
    • Не вступление взяткодателя в контакт с взяткополучателем. Причиной может стать недостаточно близкое знакомство между ними, чтобы попытаться решить вопрос получения взятки при личном контакте.
    • Во многих ситуациях в подобной схеме посредник также является выгодополучателем. Полученная посредником выгода может выражаться в виде части денег, которую получает чиновник; оказание заранее оговоренной услуги, которую окажет взяткодатель посреднику. Лицо, выступающее посредником, может присвоить часть суммы взятки, не поставив в известность ее давателя и получателя. Это обстоятельство никак не влияет на определение тяжести противоправного деяния посредника. Другим словами, наступление уголовной ответственности неминуемо, вне зависимости от того, что именно получит посредник – деньги, услугу или не получит никакой выгоды.

    Уголовная ответственность за посреднические услуги в передаче взятки наступает по ст.291 УК России:

    • Взятка не попадает под квалификацию мелкое взяточничество, то есть больше 25 тыс. руб. Если взятка относится к категории мелкой, ответственность не наступает, однако посредник не освобождается от наказания за должностные противоправные деяния (например, подлог, растрата и т.п.).
    • Лицо, оказавшее посреднические услуги, совершало противоправное деяние по просьбе или приказу лица, давшего взятку или получившего ее, или по просьбе обеих сторон.
    • Когда собраны неопровержимые данные передачи взятки посредником. Если доказательную базу собрать не удалось, уголовная ответственность, регламентируемая ст.291 УК России, не наступает.
    • Лицо, пообещавшее передать взятку еще не успело это сделать, но проявило намерения стать посредником. В этом случае инициатива стать посредником может проявляться как лица, пообещавшего сыграть роль посредника, так и любого иного, являющего звеном коррупционной схемы.

    В уголовном делопроизводстве существует мнение, что обещание стать посредником в передаче взятки, не содержит состава преступления, которое появляется только после совершения преступного деяния, подтверждающего подобное намерение. Такими деяниями могут стать: встреча, на которой передавались имущественные ценности для вручения их взяткополучателю; аудиозапись разговора, в котором назначалась встреча и указывались материальные ценности, предназначенные к передаче и т.п.

    В случаях, когда лицо, согласившееся оказать посреднические услуги, забрало материальные ценности для передачи взяткополучателю, не намереваясь при этом их передать ему, преступления с признаками взяточничества нет, а есть противоправные деяния с признаками мошенничества.

    Ответственность за посредничество во взяточничестве:

    • Принудительная изоляция до четырех лет; выплата штрафных санкций в виде фиксированной суммы в 700 тыс. руб.; выплата штрафа от 20-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
    • При оказании посреднических услуг в передаче имущественных ценностей взяточнику с использованием противоправных деяний или должности в госучреждении – принудительная изоляция на 3–7 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы в 1 млн. рублей; выплата 20-ти до 50-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
    • За участие в преступном образовании, когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 150 тыс. руб. – принудительная изоляция на 5–10 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы 1–2 млн. руб.; выплата от 50-ти до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
    • Когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 1-го млн. руб. – принудительная изоляция на 7–12 лет; выплата фиксированной суммы 1,5–3 млн. руб.; выплата штрафа от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
    • Когда посредник сам предложил свои услуги взяткополучателю или взяткодателю – принудительная изоляция не более 7-летнего срока; выплата фиксированной суммы не более 3 млн. руб.; выплата штрафа до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.

    Во всех указанных выше случаях в судебном решении может быть вынесено дополнительное постановление о запрещении назначения осужденного на должность в госучреждении или заниматься определенным видами деятельности на 3–7 лет.

    Отдельной статьей УК России перечисленные выше преступные деяния в виде посредничества стали регламентироваться только в 2011г. Ранее этого года такие деяния регламентировались ст.290 и ст.33 (ч.5) УК России.

    Можно ли избежать ответственности за взятки?

    Возможности избежать ответственности за взяточничество предусмотрены при соблюдении виновным в этом преступном деянии установленных законом условий:

    • взяткодатель совершал преступные деяния в виде передачи взяточнику имущественных ценностей под воздействием вымогательства;
    • когда после передачи взяточнику материальных ценностей сообщил через иных лиц, в устном или письменном виде об этом преступном деянии в органы правопорядка и им об этом ничего неизвестно.

    И в первом, и во втором варианте взяткодатель должен действовать активно и обязательно добровольно, помогая раскрытию противоправного деяния, то есть помимо признания сообщить о месте преступления и где именно находятся его участники и передаваемые материальные ценности и т.п. Если органам правопорядка эти сведения уже известны, уголовная ответственность не снимается.

    Освобождение от уголовного преследования не может стать основанием для реабилитации гражданина, принимавшего участие во взяточничестве. Ввиду того что в его действиях присутствует состав преступления, он не может быть признан потерпевшей стороной и потребовать возмещения ущерба, который возник из-за преследования.

    Кроме перечисленных выше обстоятельств, существуют и иные, регламентируемые УК России, по которым участник взяточничества может быть освобожден от ответственности: условия, понуждавшие к совершению преступного деяния по крайней необходимости; в случае принуждения к совершению преступного деяния. Например, руководитель понуждает подчиненного совершать преступное деяние, угрожая здоровью или жизни. В таком случае отсутствует преступный умысел и, соответственно, состав преступления.

    Отсутствует состав преступления и в случаях, когда обращаются в органы правопорядка до того, как состоялась передача взяточнику имущественных ценностей, причем это может сделать и взяткодатель, и посредник, и взяткополучатель.

    Опытный адвокат по взяткам поможет разобраться какая сумма считается взяткой; с перечисленными в статье ситуациями; выбрать правильную линию поведения и защиты, тем самым помогая избежать негативных последствий взяточничества.

    Статьи по теме:
    Что такое взятка, кому ее дают и особенности рассмотрения дел по ст.290 и ст.291 УК РФ
    Правовые последствия обвинения во взятке
    Подарок или взятка: когда наступает уголовная ответственность?


    Консультация юриста