Оказание юридических услуг
в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
+7 (812) 642-63-43
(телефон приёмной)
+7 (921) 555-05-55
Статьи

Особенности проведения примирительных процедур

досудебные споры

Верховный суд РФ в постановлении №18 от 22.06.2021г указал на возможность замены процедуры урегулирования досудебного спора проведением примирительных процедур при соблюдении отдельных условий.

Профессиональный адвокат в Петербурге поможет разобраться с условиями проведения примирительных процедур и отстоять интересы клиента в конкретной ситуации.

Условия проведения примирительной процедуры

Одним из условий проведения примирительной процедуры (медиация, переговоры) является документальное ее фиксирование. Например, оформление протокола разногласий, который при необходимости можно предоставить в суд. При этом проведение примирительной процедуры считается полностью состоявшимся и в случае прекращения проведения медиации или переговоров без урегулирования имеющихся разногласий.

Кроме того, процедура решения спорных вопросов до обращения в судебное учреждение будет исполнена, если истец направит письменное предложение о проведении примирительных переговоров или медиации, на которое не последует ответ второй спорящей стороны в течение 30-дней. При обращении истца в суд ему придется привести юридически значимые доказательства факта отправления примирительного предложения в письменном виде в адрес второй спорящей стороны.

Что качается соблюдения процедуры урегулирования досудебного спора, при направлении второй спорящей стороной встречного искового заявления, ВС России однозначно указывает, что не требуется соблюдение процедуры урегулирования спора до обращения в суд в случаях, когда встречное исковое заявление было предоставлено в суд после того как было возбуждено судебное делопроизводство по иску, направленному первым заявителем и принятие во внимание второго иска не будет способствовать достижению успеха в досудебном урегулировании спорной ситуации.

Решение споров при защите потребительских прав

При решении спорных ситуаций, возникающих при защите потребительских прав, применяется отдельная процедура. Закон о защите потребительских прав предусматривает применение особой обязательной процедуры урегулирования претензионных спорных ситуаций. В некоторых ситуациях специальным законодательством (например, ФЗ №40 от 25.04.2002г. и др.) предусматривается обязательный порядок досудебного урегулирования.

Во всех остальных ситуациях, например, заключение продавцом договора с потребителем об урегулировании претензий является в правовом отношении ничтожным. Однако исполнение порядка работы с претензией потребителя является необязательным при не отправлении потребителем претензии об соразмерном снижении стоимости товара, о его замене, устранении недостатков в безвозмездном порядке, что не дает в дальнейшем ему права требовать возмещения с продавца компенсации, предусмотренной ст.13 Закона о защите потребительских прав.

Правила подачи претензионного письма

Кроме указания порядка решения досудебных споров ВС России установил в постановлении правила подачи искового заявления истцом о невыполнении претензионного порядка. ВС разъяснил положение прошлых своих решений по этому вопросу и указал на то, что истец имеет право подать иск о несоблюдении претензионного порядка только в общегражданский суд I инстанции.

Суд подобное заявление истца имеет право не удовлетворять, если вторая сторона спора уже сделала другие заявления, касающиеся существа спора, где указала, что не готова к решению спора в досудебном порядке.

Обобщая все выше сказанное, можно утверждать, что Постановление №18 ВС Российской Федерации еще раз указал на значимость и важность процедуры решения спорных ситуаций до обращения в судебное учреждение; разъяснил и уточнил большое количество вопросов, возникающих при применении процедуры досудебного решения спорных ситуаций.

Заявителю, собирающемуся подать претензионное заявление, необходимо внимательно относиться к возможности урегулирования спора до обращения в суд, приняв во внимание большое число особенностей и факторов сложившейся ситуации, которые оговариваются не только в законодательстве, но и действующими договорными обязательствами, в пределах которых возник спор.

Эффективная защита в суде и решение спора до обращения в суд в интересах истца возможны только при своевременном обращении к профессиональному адвокату, который поможет разобраться в сложившейся ситуации и отстоит интересы клиента на всех этапах урегулирования имеющегося спора.


Консультация юриста