Оказание юридических услуг
в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
(телефон приёмной)
Статьи

Субсидиарная ответственность директора компании

Директор компании – ответственная должность. В ней есть свои плюсы – достойная заработная плата, престижный имидж. Только не все помнят о минусах – возможная субсидиарная ответственность. Другими словами – риск для директора компании самому выплачивать долги компании её кредиторам.

Зачастую директору нечем доказать и документально подтвердить свои действия и решения. В этом случае юристы советуют заранее предпринять некоторые шаги. Обращение к профессионалам позволит быстрее и эффективнее решить возникшие проблемы. Квалифицированный юрист СПб С.С. Туманов предлагает услуги по решению правовых вопросов.

Почти все дела о банкротстве компаний содержат заявления о привлечении директора к субсидиарной ответственности. В 2017 году было внесено изменение в закон «О банкротстве» по расширению списка лиц, кого привлекали к ответственности и оснований для их привлечения.

Кредиторы не упускали возможность вернуть даже малую долю своих денежных средств. Количество судебных исков к директорам компаний резко возросло. На практике первое время выигрышные дела были у кредиторов. Позже соотношение отказов и удовлетворенных заявлений сравнялось.

Что рассматривает суд?

В случае поступления подобных заявлений суд будет выяснять, почему у компании образовались долги, и какова непосредственная вина директора в этой ситуации. Возможны варианты:

  • вывод активов руководителем;
  • выбор неправильной стратегии в ведении бизнеса.

При выяснении причин долгов компании будут учитываться недобросовестные аспекты поведения самого директора:

  1. Причинение убытков компании под прикрытием их обыкновенными сделками.
  2. При наличии оснований для банкротства не подавать заявление об этом.

Возможны просто ошибочные решения добропорядочных директоров по выведению их бизнеса из критического финансового состояния. Как суду отличить эти два разных аспекта: умышленное причинение ущерба и результат плохого управленческого решения?

Существует правило защиты делового решения. Это когда добросовестный директор принимает решение в полной уверенности в его правильности и не может быть привлечен к ответственности за это решение.

Существует понятие риска предпринимателя. Результат, который привел компанию к финансовой несостоятельности, не является доказательством нечистоплотности управленца в совершаемых экономических действиях.

При анализе ситуации суд учитывает несколько аспектов:

  • можно ли назвать руководителя добросовестным;
  • был ли директор осторожен при принятии решения и обладал ли он полноценной информацией для этого;
  • действовал ли управленец в интересах своей компании;
  • насколько сделка масштабна для хозяйственной деятельности компании-банкрота;
  • являлись ли стороны аффилированными по отношению друг к другу.

Что спасет директора от субсидиарки?

Некоторые юристы считают, что директору при оценке риска финансовой несостоятельности своей компании лучше следить за недопущением грубых ошибок, чем применять на практике нестандартные решения, чтобы впоследствии суд не счел их нерациональными.

Доказательство обоснования делового риска лежит на директоре согласно п. 2 ст. 61.11 закона «О банкротстве». Решающее значение внешних факторов в банкротстве компании тоже должен доказывать директор.

Он имеет на руках весь пакет документов по деятельности своей организации. Соответственно, может объяснить ситуацию финансовой несостоятельности компании после проведения нескольких сделок. Руководителю важно заранее собрать все необходимые документы и предусмотреть риски.

Совет 1 – документирование и хранение

По закону «О банкротстве» директор должен предоставить всю документацию по требованию управляющего. Дополнительно руководителю надо иметь документы о подтверждении своей добросовестности и необходимой осмотрительности на данный момент деятельности. Документальное подтверждение может потребовать суд.

Сергей Туманов – адвокат Санкт-Петербург, оказывает услуги по процедуре банкротства и ликвидации юридических лиц без выездных проверок. Обращение к профессионалу своего дела сэкономит время и минимизирует потери компании от неправильной финансово-хозяйственной деятельности.

Часто директор не заботится об этом в текущей работе. Принятые на совещаниях решения могут быть плохо запротоколированы и не иметь юридической силы ввиду отсутствия подписей присутствующих. В протоколах таких встреч не всегда фиксируются какие-либо экономические заключения, юридические, подробные бизнес-планы, важные бизнес-решения.

В случае сопровождения любой сделки экономической и юридической оценкой, вся документация уже заранее будет составлена правильно. Рекомендуется сохранять даже переписки на телефоне в мессенджерах. При наличии предложений о реструктуризации долга в отношении кредиторов их необходимо зафиксировать и сохранить документально.

Желательно начинать собирать документальные подтверждения своей добросовестной финансовой и хозяйственной деятельности сразу со вступления в должность директора организации. В критический момент вся необходимая информация будет уже готова.

Совет 2 – проверка контрагентов

Своих контрагентов желательно заранее до заключения сделки проверить на финансовую состоятельность и благонадежность. При доказывании осмотрительности и осторожности директора в выборе контрагентов этот факт проверки для суда будет иметь значение. Всю документацию лучше заранее собрать в одной папке.

Совет 3 – план выхода из кризиса

Рекомендуется заранее продумать варианты выхода компании из кризисной ситуации. Составить обоснованный план, утвердить его. Такой проект можно представлять в судебном заседании как план восстановления финансового положения организации.

Будет неоспоримым доказательством добропорядочности намерений директора выданные экономистами и юристами заключения даже на отдельные сделки и на весь план в целом.

Совет 4 – порядок во внутренней документации

Вся внутренняя документация по компании должна быть внимательно изучена и по возможности улучшена. Это необходимо сделать по нескольким причинам. Для принятия решений по управлению компанией директор использует отчетную информацию от своих подразделений.

Эта документация должна соответствовать внутренним правилам учета. Вся организационная структура компании должна быть утверждена. Документы должны понятно отражать взаимосвязи между всеми подразделениями, отделами и специалистами.

Организационная структура некоторых компаний бывает очень сложной. В этом случае важно зафиксировать всю иерархию с закреплением полномочий и ответственности за каждым подразделением, членом совета директоров, членом правления и топ-менеджером.

Совет 5 – контроль дебиторской задолженности

Важно постоянно вести работу по взысканию дебиторской задолженности. В противном случае необходимо найти уважительную причину такого бездействия.

На данном сайте можно найти подробную информацию об услугах, которые предоставляет квалифицированный адвокат Петербург С.С. Туманов – специалист-практик в области юриспруденции.


Консультация юриста